Мушук Людмила Михайловна зав. Ейским филиалом Краснодарской краевой специальной библиотеки для слепых имени А. П. Чехова
Какие только перемены не происходили на зем¬ле — эпоха следовала за эпохой, одна общественно-экономическая формация сменяла другую, возникали и исчезали государства, страны, империи, монархии, в глубинах океана исчезла Атлантида, разгневанный Везувий горячей лавой залил несчастную Помпею, на долгие века пески занесли на Гиссарлыкском холме воспетую Гомером Трою, — но ничто и никогда не прерывало вечного бытия театра.
Театр. Это удивительная атмосфера волнующей встречи с искусством, мир волшебных звуков и неповторимой игры актёров. Современные любители прекрасного пресыщены разнообразием доступа к культуре в виде книг, музыки, кино, театра, цирка, интернет-путешествий по музеям и так далее. Нам очень трудно представить время, когда из всех доступных проявлений культуры были книги, живопись, музыка и, конечно же, театр. А вы знаете, какой она была, театральная жизнь Ейска 171 год назад?
Конечно, в 1848 году в городе мало кто задумывался о культуре и искусстве. Но чем быстрее развивался Ейск, тем больше появлялось гастролирующих артистов, а горожане с удовольствием посещали всевозможные мероприятия. Уже в 60-е годы XIX века состоялись постановки первых любительских спектаклей.
В архивных документах сохранились фамилии артистов: М.Г. Седлецкая, О.П. Чумакова, Е.И. Федюкин, В.Я. Ярина. Выступали артисты в городском общественном клубе. Средства на постановку спектаклей поступали от меценатов, взносов членов клуба, и частично расходы покрывали сборы от спектаклей. Однако выручка чаще всего шла на благотворительные нужды. Одной из постановок стала украинская опера «Наталка-Полтавка», о которой даже писала газета «Кубанские войсковые ведомости»: «Не так давно в Ейске играли украинскую оперу «Наталка-Полтавка». Сыграли хорошо и с большими недостатками — как в костюмах, декорациях, так равно и без истинных малороссийских актёров». При этом «Ведомости» добавляли: «любители музыки и профессионалы Екатеринодара и Ейска проявляют похвальную настойчивость в устройстве концертов и спектаклей». Но сами ейчане стремились к большему.
Тимофей Стефанов в своих заметках о городе писал: «В Ейске нет театрального здания, нет и постоянной труппы актёров, играют иногда временные, странствующие актёры, дают концерты заезжие виртуозы, и нередко в частных домах устраиваются любительские спектакли». Но откликаясь «на злобу дня» и зная, как в новом городе принимают артистов, сюда стали приезжать с гастролями профессиональные труппы русских и украинских театров. В 1873 году город по-провинциальному восторженно и темпераментно принял товарищество актёров под руководством Багровых. Зрители искренне смеялись, сопереживая персонажам, тем более, что артисты показывали полюбившиеся водевильные комедии, постановки на украинском языке — его понимала половина горожан.
Постепенно улучшалась и внутренняя культурная жизнь города. Так, в апреле 1876 года учащиеся (в городе действовали женская прогимназия и уездное училище) выступали с отчётными концертами. В программе - хоровые номера из ораторий «Иуда Макковей», «Мессия» Генделя, «Реквием» и увертюра из оперетты «Дон Жуан» Моцарта, струнные квартеты Гайдна.
В 1892 году в городе возник музыкально-драматический кружок, который затем преобразовался в Ейское «Общество любителей изящных искусств» (1903 г.). Его распорядителем был Афанасий Михайлович Окоев. Своего театрального помещения город не имел. К 1905 году в городе театральная сцена имелась в здании Купеческого клуба. Примечательно, что в этом здании находились библиотека и биллиардная, что по тем временам было незаурядным явлением. Правое крыло этого здания было построено на средства купца второй гильдии Петра Муковнина. Строилось оно как доходный дом, помещения которого предназначались для сдачи в аренду для «общественных нужд». В 1894 году купец пристраивает к зданию трехэтажное крыло с балконами на втором и третьем этажах из кованого металла. Сейчас этих балконов нет, они демонтированы. Из-за финансовых затруднений Петр Муковнин это здание продал. Позже его стали называть домом Муковнина-Малины, а мы его знаем, как Гарнизонный дом офицеров. Правда, его внутреннее устройство на тот период оставляло желать лучшего: артистам было тесно, отсутствовали репетиционные помещения, зрительный зал был маловат. Тем не менее, зажиточная публика располагалась в креслах в партере, амфитеатре, зрители победнее приносили с собой бинокли, им иногда спектакли приходилось смотреть стоя.
Однажды летом на каникулах в Ейске студент химического отделения Московского императорского технического училища (ныне МВТУ им. Баумана), выпускник ейского реального училища Кирилл Шутко (профессиональный революционер, впоследствии заведующий отделом искусств Госплана) поставил «Ревизора», внеся свои изменения в гоголевский текст.Сам исполнял роль Хлестакова, Александр Архангельский (впоследствии известный поэт-пародист) играл роль попечителя богоугодных заведений Землянику, пристава Уховертова играл Роман Ефремов (впоследствии – крупный партийный деятель).
В то лето Кирилл Шутко приехал не один, он пригласил своего друга Казимира Малевича в Ейск. Декорации и эскизы костюмов для постановок в Ейске выполнял Казимир Малевич.Спектакль был принят зрителем, но был закрыт полицмейстером за явное сходство персонажей с местными чинами.
В 1910 году в Ейске открылось музыкально-певческое общество, созданное по инициативе известного в городе краеведа-просветителя Г.А.Лекторского.И лишь в 1912 году в Ейске завершили строительство Народного дома, двухэтажный большой особняк (на его основе позже возвели Дворец культуры). Именно он стал главным пристанищем театра, здесь выступали как городские, так и приезжие артисты. Он располагался недалеко от Соборной (Михайловской) площади на Воронцовском проспекте (ныне ул. К. Маркса). Зрительный зал весьма вместителен — на 600 мест, также в здании оборудовали библиотеку, репетиционные и служебные помещения.
Несколько сезонов (1913-1915 годы) в Ейск регулярно приезжала с гастролями труппаП.В.Прохоровича, репертуар которой составляли малороссийские пьесы. Первоначально П.В.Прохорович в составе малороссийских трупп гастролировал по провинциальным театрам России, впоследствии возглавил собственный коллектив украинских артистов. Некоторое время в Народном доме была частная антреприза Бестужева, чей репертуар состоял из оперетт. Примадонна Е. Лиска успешно выступала в оперетте «Гейша». Её показали на встрече генерала Покровского в июле 1918 года, организованной городским головой Василием Ненашевым и присяжным поверенным Гудзь. Спектакль генералу понравился, а от пения примадонны он остался в восторге. Фактически, это были последние выступления артистов той, дореволюционной эпохи.
С момента становления советской власти в городе появились новые звёздочки театрального искусства. Тем более, что народные дома сохранили свои функции, став рабочими клубами. В 1920 году в Ейске появился одарённый актёр М.А.Раксанов. Он создал драматический театр, а коллег нашёл очень просто по тем временам: дал объявление в газете «Известия», что театральная секция приглашает желающих в советский театр (он находился в ведении советских профсоюзов). Конечно же, репетировали и выступали актёры на сцене Народного дома. Для премьеры выбрали сразу два спектакля: «Бешеные деньги» и «Лес». В составе театра появились такие актёры, как А.Н. Войнаровский, имевший специальное образование и Т. Покровская, удачно выступавшая в заглавной роли в спектакле «Принцесса Турандот».
Ейск гордится тем, что из него вышли такие знаменитости отечественного кино, как Нонна Мордюкова и Сергей Бондарчук. Тем не менее до сих пор остается малоизвестным фактом то, что названные имена – не единственные звезды мирового киноискусства, промелькнувшие на ейском небосклоне.
Имя кинорежиссера Евгения Червякова сегодня известно разве что специалистам-искусствоведам, а в двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия его ставили в один ряд с Александром Довженко и Всеволодом Пудовкиным. (Фото №3). Родился Червяков в 1899 году в селе Абдулино Самарской губернии в семье железнодорожного врача. В Уфе впервые участвовал в гимназических любительских спектаклях. В 1918 году – в самый разгар гражданской войны – закончил уфимскую студию драматического искусства, а в 1927 году получил диплом московского государственного техникума кинематографии. В том же году стал первым актером, исполнившим в советском кино роль Александра Пушкина – в фильме «Поэт и царь». В истории нашего кино навсегда остался как создатель лирического жанра.Работы Червякова, особенно первые, по большей части не сохранились – многие копии сгорели во время Великой Отечественной войны. Сам режиссер с ее началом ушел добровольцем в партизанский отряд и погиб в бою в феврале 1942 года где-то под Ленинградом.
Для нашего города важен факт из биографии этой крупной фигуры отечественного кино: сразу же после окончания студии драматического искусства в Уфе, в течение нескольких лет – с 1919 по 1921 годы – Евгений Червяков работал актером рабочего театра в Ейске. О том, что свою творческую карьеру он в буквальном смысле начинал в нашем городе, говорят многочисленные биографии этого актера и режиссера, разбросанные в различных изданиях, посвященных истории советского кинематографа.Если имя Евгения Червякова сегодня требует возрождения из небытия, то «бабушка советского кинематографа» Татьяна Пельтцер известна всем. Да и стыдно не знать мать солдата Ивана Бровкина, Бабу-Ягу из «Там, на неведомых дорожках», Федосью Ивановну, так замечательно противостоящую графу Калиостро в «Формуле любви», Клавдию Ивановну, оставившую своему зятю Воробьянинову наследство в виде бриллиантов, спрятанных в одном из двенадцати стульев. Список ее актерских работ только в кино состоит из 82 фильмов.
Путь Татьяны Пельтцер в большой театр легко можно проследить опять-таки по ее трудовой книжке. В ней отметились Драматический театр имени Горького в Нахичевани, театр Военно-Морского флота, затем (что для нас представляет особый интерес) 1-й художественный коллектив артистов русской драмы в Ейске. Не будем описывать перипетии сложной судьбы Татьяны Пельтцер, сейчас важно отметить, что актриса, которую без всяких колебаний называют великой, в самом начале своего творческого пути выступала на ейской сцене. Об этом пишут ее многочисленные биографы. В ейской библиографии об этом упоминает лишь Евгений Котенко в своей книге о Нонне Мордюковой.Из воспоминаний Татьяны Пельтцер: «Свой самостоятельный сезон я провела в Ейске, работала в первой передвижной труппе» (газета «Культура», 25.01.1992 г.). В то время актёрские труппы активно выступали в сёлах и станицах, ездили в избы-читальни, небольшие клубы. Труппа, в которой выступала Татьяна Пельтцер, побывала в станицах Должанской, Камышеватской, Старощербиновской. Нередко было столько желающих зрителей, что артистам приходилось выступать под открытым небом.
Существует много исследований по истории русского провинциального театра начала двадцатых годов, исходя из которых мы можем хотя бы примерно представить, в каких условиях работали ейские театральные труппы того времени. Сразу после революции в России, как это ни странно, произошел всплеск интереса к театру. Впоследствии многие из начинающих артистов достигали вершин славы, были удостоены множества наград и престижных премий, перечисляя которые было бы неплохо вспоминать о том, что их обладатели начинали свою карьеру на маленькой провинциальной сцене. Но это уже совсем другая история.
Список литературы:
1. Котенко, Евгений Александрович. Земляки мои ейчане [Текст] / Евгений Котенко. - Ейск: ЮгПолиграф, 2010. - 648 с. : ил.
2. Тюников. Константин. Ейск: История. Архитектура. Курорт[Текст] / К. Тюников.- Снкт-Петербург: «Зеленогорский вестник», 1992 -48с.
3. Ейск: прошлое и настоящее. [Текст] /Автор-составитель Н.В. Ситдикова. – Ростов на Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2008
4. Климентьев, Геннадий. С любовью о Ейске. История города в коротких рассказах.[Текст] /Г.Климентьев.- Краснодар.-1998 г. 166 с.
5. https://priazovka.ru/stranicy-istorii/pervye-shagi-eiskogo-teatra
6. https://priazovka.ru/obshestvo/tainy-eiskih-kulis
|