Архитектура В дореформенный период Екатеринодар оставался, по сути, «огромной станицей». Кубанский историк И. Д. Попка писал о нём: «Этот город имеет вид большого села, главная особенность которого состоит в том, что оно служит вывеской для всех остальных сёл в крае. Кто видел Екатеринодар, тому не для чего смотреть Черноморье». Почти все дома были деревянными, турлучными или саманными. В застройке города не было никакой системы: тот же И. Д. Попка писал: «хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовали «вольно, ребята»». Единственными двухэтажным зданием была войсковая богадельня, построенная в 1838 — 1842 г. г. С окончанием Кавказской войны и обретения Екатеринодаром статуса гражданского города начинается новый этап в градостроительстве кубанской столицы. Архитектурный облик Екатеринодара изменился самым радикальным образом. Многие состоятельные горожане на месте своих турлучных хат стали строить каменные дома. Пример в этом подал наказной атаман Ф. Н. Сумароков-Эльстон. Призывая горожан к строительству новых добротных домов, он сам построил себе каменный дом на «пустынной площади». Кирпич становится основным строительным материалом. По одним сведениям, перед первой мировой войной в Екатеринодаре функционировали 12 кирпичных заводов, по другим — ещё в 1870-х г. г. их было 19. Число каменных домов постоянно увеличивалось. В 1870 г. их было около 400, а в 1894 г. - уже 678. А на трёх центральных улицах, Красной и параллельных ей, вообще разрешалось строить только каменные дома. За весь период 1867 — 1917 г. г. в архитектуре Екатеринодара сменилось несколько основных стилей. В 1860-х г. г. таким стилем был классицизм, 1870-х — 1890-х г. г. - эклектика, а в начале XX в. - модерн. Однако немного зданий строилось в каком-либо одном архитектурном стиле: для Екатеринодара, как и для других кубанских городов было характерным их смешение. В начале XX в. в Екатеринодаре было построено множество роскошных особняков: братьев К. П. И Х. П. Богарсуковых (1900 — 1901 г. г.), Батыр-Бека Шарданова (1905 г.), В. К. Рубежанского (1908 г.), Х. И. Фотиади (1912 г.), И. А. Аведова (1914 г.). Большинство этих прекрасных зданий были построены в стиле «русский модерн», хотя в ряде случаев присутствовали элементы и других архитектурных стилей, например эклектизма. Но роскошные дома строились в кубанской столице и в конце XIX в. В 1894 г. был выстроен двухэтажный дворец наказного атамана Кубанского казачьего войска. В это время должность наказного атамана занимал Я. Д. Малама (1892 — 1904 г. г.). Архитектором, спроектировавшим здание, был его брат Н. Д. Малама, получивший образование в Бельгии. Строительство дворца обошлось в 78399 рублей 44 копейки. Частные лица тоже стали строить многоэтажные особняки ещё в XIX в.: первым двухэтажным зданием на улице Посполитакинской был дом землемера-межевика И. Н. Воробьёва, построенный в 1898 г. по проекту А. В. Филиппова. Новым явлением в архитектуре Екатеринодара стала постройка доходных домов — зданий, которые возводились специально для сдачи в наём. Одним из первых доходных домов кубанской столицы был построен в 1860-х г. г. и принадлежал жене титулярного советника О. П. Платоновой. Другими знаменитыми доходными домами были дом табаковода С. С. Бейма и доктора С. Г. Михалёва. В 1876 г. на улице Красной было построено новое здание Кубанской войсковой гимназии (вместо сгоревшего в 1861 г.). Оно было двухэтажным и занимало почти весь квартал между Театральной (ныне Гимназическая) и Соборной улицами. В 1890 г. в связи с ликвидацией этой гимназии здание перешло Александровскому реальному училищу. Как и Мариинское женское училище, Кубанская войсковая гимназия была построена в стиле классицизм. В 1888 г. в Екатеринодаре было построено здание женской гимназии, в 1898 — 1901 г. г. - Епархиальное женское училище. Оба здания проектировал В. А. Филиппов, но построены они в разных стилях: женская гимназия — в стиле эклектизма, Епархиальное училище — в стиле русского зодчества XVII в. Важным новшеством в городском строительстве было строительство общественных бань. В 1890 — 1891 г. г. на улице Посполитакинской была построена баня греческого купца А. Д. Адамули, а в 1893 г. на улице Длинной была - баня купца М. М. Лихацкого. Эти два состоятельных горожанина стремились превзойти друг друга в роскоши своих заведений. Первоначально обе бани пользовались водой из артезианских колодцев, но в 1895 г. А. Д. Адамули решил воспользоваться водой из недавно созданного городского водопровода (хотя это и не дало положительных результатов), а в 1900 — 1901 г. г. его сыновья С. А. и Д. А. Адамули надстроили второй этаж в своей бане. Баня М. М. Лихацкого изначально была построена трёхэтажной. На первом этаже располагалась баня для простонародья, на втором — для дворян, а третий занимали 14 семейных номеров. В 1910 г. на углу улиц Борзиковской и Гимназической была построена ещё одна баня купца А. М. Виноградского. Выше уже упоминалось о том, что в дореформенный период единственным двухэтажным зданием в Екатеринодаре была войсковая богадельня. Но вплоть до начала XX в. строительство больниц и богаделен развивалось не слишком интенсивно. Положение изменилось лишь в XX в. В 1907 — 1908 г. г. было построено здание Кубанской общины сестёр милосердия, спроектированное тремя знаменитыми архитекторами А. П. Косякиным, Н. Д. Маламой и И. К. Мальгербом, а в 1916 г. - водолечебница имени С. И. Бабыч, спроектированное архитектором А. А. Козловым, учеником академика Ф. О. Шехтеля, создателя архитектурного стиля «русский модерн», строителя Ярославского вокзала и других великолепных зданий. В 1909 г. в Екатеринодаре появилось два новых театра — Зимний и Северный. Оба они были построены на средства екатеринодарских купцов: Зимний — Н. Гуренкова и Н. Болденкова, Северный — М. М. Лихацкого. Зимний театр был едва ли не самым огромным зданием в Екатеринодаре: в высоту он имел четыре этажа! Несмотря на то, что в целом здание было построено из кирпича, при строительстве широко использовалось железо, а облицован театр был цементной штукатуркой. Эти особенности были характерны для русского модерна, ибо именно в этом стиле был построен Зимний театр. Проектировал его академик Ф. О. Шехтель, а руководил строительством А. А. Козлов. Зрительный зал театра мог вместить 1300 посетителей. Северный театр был скромнее — всего два этажа, зрительный зал был рассчитан на 900 человек. Архитектор, спроектировавший здание Северного театра, остался неизвестным. Но особенно бурными темпами шло церковное строительство. Если в 1894 г. в Екатеринодаре было 12 церквей, то в 1910 г. - 18 только православных храмов, а к февралю 1917 г. в столице Кубанской области насчитывалось более 40 приходских и домовых православных церквей, не считая молитвенных домов других вероисповеданий. Для церковной архитектуры кубанской столицы были характерны византийский и неорусский стили. В 1872 г. было завершено начавшееся ещё в 1853 г. строительство войскового Александро-Невского собора. Проект строительства был составлен в 1852 г. архитектором И. Д. Черником, а наблюдения за строительством был назначен его брат, войсковой архитектор Е. Д. Черник. Оба архитектора получили образование в Санкт-Петербурге. Собор был построен в традиционном для середины XIX в. «русско-византийском» стиле. Пятиглавый храм был сооружён из белого камня, и, поэтому, получил в народе название Белый собор. Все его купола имели шлемовидную форму и заканчивались металлическими крестами. Они были покрыты железом, изготовленным Демидовскими заводами, а кресты — позолочены. В западных куполах были установлены колокола, самый большой из которых весил 506 пудов. Храм имел три престола, алтари были выполнены тифлисским мастером Ф. Рубцовым, по рисунку профессора архитектуры Императорской Академии художеств А. И. Кракау. Иконы для собора (125 работ) были заказаны петербургской артели художников, а одну из картин для алтаря - «Благовещение» написал П. С. Косолап. Всего постройка Александро-Невского собора обошлась «далеко за 200000 рублей». Войсковой собор во имя святого благоверного князя Александра Невского стал главным храмом всей Кубанской области. Площадь, на которой он был построен, получила название Соборная. Так же стала называться одна из прилегающих улиц (ныне Ленина). С 1870-х г. г. здесь совершались все торжественные церемонии Кубанского казачьего войска. В 1888 г. Александро-Невской собор посещал император Александр III, в 1914 г. - Николай II. На рубеже XIX — XX в. в. в Екатеринодаре были построены такие красивые и знаменитые храмы, как Свято-Ильинский, Свято-Троицкий. В 1895 — 1903 г. г. на подвории одного из древнейших в России Балаклавского Георгиевского мужского монастыря был построен храм во имя Святого Георгия Победоносца. Автор проекта храма неизвестен, с 1896 г. строительством руководил городской архитектор И. К. Мальгерб. Этот же архитектор составил проект Свято-Троицкого храма, возвёденного в 1899 — 1910 г. г. на углу улиц Гривенской и Карасунской - единственной церкви Второй части города, примыкающей к Кубани. В 1903 — 1907 г. г. в память о погибших в 1892 г. во время эпидемии холеры в Кубанской области, на пересечении улиц Пашковской и Посполитакинской был возведён Свято-Ильинский храм. Его проект безвозмездно составил архитектор Н. Г. Петин. Через пять к храму была пристроена колокольня. Все эти церкви были построены в так называемом «русском стиле», характерном для русской архитектуры XVII в. Главной городской святыней стал Свято-Екатериненский собор. Ещё в 1889 г., через год после «чудесного спасения» императора Александра III и его семьи при крушении поезда на станции Борки, в Городской Думе обсуждался вопрос о строительстве храма в честь этого события. Была создана Строительная комиссия, которая приняла решение строить храм в 113-м квартале города (Красная — Гоголевская — Рашпилевская — Гимназическая). Однако на этой территории уже находились жилые строения, которые необходимо было снести. Почти такая же ситуация была и при постройке Александро-Невского собора — для освобождения площади под строительство были снесены торговые лавки. Но в данном случае ситуация была иная — на этой территории находились жилые дома стоимостью до 60000 рублей. За несколько лет своей работы комиссия так и не смогла прийти к соглашению с жителями, дома которых попадали под снос. В 1896 г. было принято решение строить собор на Екатерининской площади, но закладка собора состоялась лишь в 1900 г. Из-за отсутствия средств строительство неоднократно прерывалось, и завершилось лишь в 1914 г. Свято-Екатериненский собор стал самым большим в Кубанской области: он вмещал 4000 человек. На его строительство было затрачено около 300000 рублей. Важным новшеством для того времени было электрическое освещение Свято-Екатериненского храма. Главный городской собор был построен в византийском стиле. Руководил строительством И. К. Мальгерб. Интересно, что при всей своей религиозности, войсковое и городское руководство не слишком охотно выделяло средства на строительство храмов. Более того, часто городское руководство даже не одобряло инициативы общественных организаций о возведении в Екатеринодаре новых церквей. Возвести Свято-Ильинский и Свято-Троицкий храмы удалось лишь благодаря тому, что земельные участки для их строительства пожертвовали жители Екатеринодара. Участок для храма пророка Ильи, предоставили городу сёстры И. А. Рощина и Н. А. Минаева, а для Свято-Троицкой церкви — вдова урядника Е. А. Щербинина. Строительство в Екатеринодаре развивалось стремительными темпами. Но строить каменные дома могла лишь богатая городская верхушка. Простые люди по-прежнему жили в турлучных и деревянных одноэтажных домах. На Дубинке, в районе проживания рабочего класса Екатеринодара жители ютились в сырых полутёмных домах, нередко в одной комнате проживали несколько семей. Если центр города интенсивно благоустраивался, то на Дубинке улицы были совершенно неблагоустроенны. Кроме того, в этом районе господствовала ужасающая антисанитария: в центре Екатеринодара уже в 1910 г. было три роскошных бани, а на Дубинке, несмотря на то, что её население уже в 1896 г. составляло более 10000 человек, долгое время их не было вообще. Впрочем, и в центре с великолепными каменными зданиями соседствовали небольшие, крытые соломой хаты. То же самое можно сказать о благоустройстве улиц Екатеринодара: если Красная в 1877 г. была замощена булыжным камнем, то многие другие центральные улицы кубанской столицы, например Борзиковская, по-прежнему в дождливое время года представляли собой «сплошное болото». В начале XX в. замостили лишь половину улиц Екатеринодара. Можно с уверенностью сказать, что превращение Екатеринодара из «огромной станицы» в современный благоустроенный город, произошло благодаря не только войсковому и городскому правлению, но и общественным организациям, купцам-меценатам и рядовым жителям Екатеринодара, на средства которых строились многоэтажные особняки, многие учебные заведения, больницы, культовые сооружения и культурные объекты. Несколько слов нужно сказать и о традиционной казачьей культуре. Одной из главных черт менталитета казачества была глубокая религиозность. Все войсковые праздники начинались с молебна в войсковом соборе, ни одного серьёзного дела казак не начинал без молитвы, без благословения священника. Огромное значение казаки придавали таинству крещения. Крестили ребёнка через 3 дня после рождения, максимум — через неделю. Перед уходом казаков на службу призывался священник с причтом, служился молебен. В Екатеринодаре торжественно отмечались все православные праздники, особенно — Рождество Христово и Пасха. С некоторыми из этих праздников у кубанских казаков были связаны легенды, возникшие ещё в Запорожском войске. Например, согласно поверью запорожских казаков, во время сражения с «неверными» увидели в небесах очень красивую женщину в белых одеждах, которая раскинула свой покров. Враги испугались, обратились в бегство, с тех пор запорожцы были уверены, что им покровительствует сама Богородица. В Екатеринодаре в этот проводилась ярмарка, устраивались народные гуляния. При всей своей религиозности, вера у казаков носила ритуальный характер, формальная сторона преобладала над духовной. К духовному содержанию религии казаки были довольно равнодушны. Кроме православных, в кубанской столице проживали представители самых разных вероисповеданий – армяно-григориан, католиков, протестантов, иудеев, мусульман. Армяне, католики, протестанты имели в Екатеринодаре свои храмы. Имелась в городе и синагога, а Батыр-Бек Шарданов ходатайствовал, даже, об открытии мечети. В 1896 г. Городская Дума приняла решение постановление городским праздником день тезоименитства Екатерины II – 24 ноября. В этот день решено было отмечать годовщину основания города. Кроме праздников, проходивших каждый год, в Екатеринодаре масштабно отмечались памятные даты исторических событий. Например, 26 августа 1912 г. в кубанской столице праздновалось столетие Бородинской битвы. Кроме традиционных молебна в войсковом соборе и парада, который принимал наказной атаман Кубанского казачьего войска М. П. Бабыч, в войсковых частях, училищах, клубах были устроены чтения по истории Отечественной войны 1812 г., а, кроме того, был устроен большой концерт Войскового певческого хора, посвящённый памяти погибших в этой войне. Интересно, что в этот день были закрыты питейные заведения, а так же магазины и кофейни. В феврале следующего, 1913 г. в Екатеринодаре, как и во всей Российской империи торжественно праздновалось трёхсотлетие дома Романовых. Среди казачества господствовал культ семьи, почтения к старшим, причём не только к отцу или деду, а просто к старшим по возрасту. Часто родители выбирали своему сыну будущую жену. Однако по сведениям Ф. А. Щербины, в конце XIX в. принудительное заключение браков почти исчезло. Женились казаки рано: женщина иногда становилась матерью семейства в 16 лет. В начале XX в. заключение брака уже не сопровождалось «никакими особенными обрядами, кроме венчания и обычных столов». По сведениям Б. М. Городецкого, в домашнем быту кубанский казак отличался «уживчивостью, спокойствием и смиренством», битьё жены и телесные наказания детей происходили редко: «только в исключительных случаях казак берётся за плеть, а к кулачной расправе не прибегает почти никогда». После 1867 г. сильно изменился состав населения Екатеринодара, в связи с чем общероссийская городская культура стала играть большую роль в жизни города, чем традиционная казачья. Сильно изменился образ жизни екатеринодарцев: вошли в обиход такие чисто городские развлечения жителей, как гуляние в Городском саду и Чистяковской роще. В пореформенный период в Екатеринодаре стало интенсивно развиваться спортивное движение: появилось много спортивных обществ, состоялись первые футбольные матчи, массовым стал велосипедный спорт и катание на роликовых коньках. В начале XX в. спорт в кубанской столице стал настолько массовым, что екатеринодарцы приняли участие в Первой Северо-Кавказской олимпиаде и стали победителями в ней. Несмотря на значительные изменения в образе жизни и мировоззрении екатеринодарцев, большинство казачьего населения города вплоть до революции 1917 г. сохраняло свой традиционный образ жизни, консерватизм, религиозность, почтение к старшим. Однако и в казачьей среде происходили серьёзные изменения: постепенно исчезают старинные обычаи семейного уклада казаков, упрощается церемония заключения брака, уходят в прошлое некоторые свадебные обряды. В пореформенный период происходят серьёзные изменения в положении женщин, возрастает их участие в общественной жизни города. Однако полного уравнения прав женщин и мужчин так и не произошло до 1917 г. Большинство жительниц кубанской столицы сохраняли настолько строгие нравы, что даже медицинское обследование считали оскорбительным для себя. Можно сказать, что в формировании быта и образа жизни екатеринодарцев общероссийская городская культура постепенно вытесняла традиционную казачью. В пореформенный период радикально изменилась материальная культура жителей Екатеринодара, в городе появилось электрическое освещение, был проведён телефон, пущен первый трамвай, открыто автомобильное движение. В домах зажиточных екатеринодарцев появились такие «чудеса техники», как граммофон, дома стали освещаться керосиновыми лампами, рядом с прялкой и ткацким станком занимают место швейные машинки; семейными реликвиями становятся фотографии. Сильно изменилась одежда екатеринодарцев: несмотря на то, что казаки, в силу своей консервативности, в основном, по-прежнему носили традиционную казачью форму, даже в их одежде происходит сближение с общероссийским костюмом. Особенно ярко это проявлялось среди казачьей старшины: стремление одеваться по столичной моде, возникшее ещё в 1840-х г. г., в пореформенный период достигло своего апогея. Стремление жителей Екатеринодара модно одеваться привело к появлению в этот период в городе большого количества магазинов готовой одежды. Стремление одеваться по моде, а так же любовь к езде на велосипеде приводили к тому, что некоторые жительницы Екатеринодара, даже рискуя навлечь на себя гнев толпы, вместо юбок стали носить шаровары. Можно с уверенностью сказать, что в конце пореформенного периода материальная культура жителей кубанской столицы почти перестала отличаться от культуры жителей большинства городов Российской империи. Во многом это произошло благодаря обретению в 1867 г. Екатеринодаром статуса гражданского города и массовому притоку русского населения и других народов России. А в наши дни культура кубанского казачества всё теснее сближается с общероссийской культурой. | |
Просмотров: 3838 | |
Всего комментариев: 0 | |