Музыкальная культура Екатеринодара Музыка всегда играла огромную роль в культуре кубанских казаков: песенно-музыкальный фольклор был самым развитым на Кубани. Музыка пронизывала все стороны жизни кубанцев: военно-прикладная музыка воспитывала в казаках мужество, храбрость и патриотизм; трудовые песни отвлекали от тяжёлой монотонной работы; исторические песни помогали лучше осмыслить своё прошлое. Важной особенностью песенно-музыкальной традиции на Кубани было то, что она складывалась на основе смешения русских и украинских песенных традиций. Песни обычно исполнялись без музыкального сопровождения. Однако в дореформенное время на Кубани почти не существовало профессиональной музыки. Первым постоянным центром музыкальной жизни в крае стал Войсковой певческий хор, созданный по инициативе протоиерея К. В. Россинского. В 1810 г. он подал в Черноморскую войсковую канцелярию ходатайство о том, что «для благолепнейшего богослужения» при здешней соборной церкви нужно иметь певческий хор. Войсковая канцелярия отнеслась к просьбе К. В. Россинского благосклонно и утвердила штаты хора, состоявшего из восьми человек. В 1811 г. решение канцелярии подтвердил генерал-губернатор Одесский и Херсонский Дюк Ришелье. Первым регентом (руководителем) Войскового певческого хора стал К. Гречинский, пробывший в этой должности до 1815 г. Более двух лет его в своём доме и на собственные средства содержал К. В. Россинский. Несмотря на то что певческий хор создавался в первую очередь для того, чтобы петь на церковных богослужениях, в его репертуар входили и кубанские народные песни. Уже в первой половине XIX в. Войсковой певческий хор играл заметную роль в культуре Кубанского казачьего войска. В том же году был создан Войсковой музыкантский хор (оркестр). В отличие от певческого хора, инициатором его создания стал войсковой атаман Ф. Я. Бурсак. Инструменты для хора покупались в лучших музыкальных фирмах Москвы. Первым капельмейстером Войскового музыкантского хора стал отставной майор Ф. А. Цых. В пореформенный период в жизни певческого и музыкантского хоров происходят серьёзные изменения. Их репертуар значительно расширился, всё чаще в него входила светская музыка. В 1860 г. для певческого и музыкантского хоров была введена единая форма с плечевыми погонами из красного сукна и насечкой на них В П (войсковой певчий). В 1864 г. во главе певческого хора стал М. И. Лебедев, приехавший из Москвы. Впервые с момента создания Войскового певческого хора его возглавил не кубанский казак, а иногородний. Кроме музыки Лебедев обучал детей грамматике, чтению, письму. За добросовестную работу он был награждён орденом Станислава III степени. К сожалению, на этой должности М. И. Лебедев находился недолго: в 1870 г. он умер от чахотки. В 1861 г. пение войскового хора слушал посетивший Екатеринодар император Александр II и нашёл его «замечательным по голосам и стройности исполнения». Через 27 лет, в 1888 г., Екатеринодар посетил новый император Александр III. Как и его предшественник, он был в таком восхищении от пения Войскового певческого хора, что повелел войсковому начальству заботиться о его расширении и улучшении. В 1892 г. регентом Войскового певческого хора стал казак из станицы Старонижестеблиевской Г. М. Концевич. В 1887 г. он обучался в Петербурге при императорской Придворной певческой капелле под руководством самого Н. А. Римского-Корсакова. По его инициативе для хористов открыли общеобразовательные школы и специальное двухклассное училище для обучения певцов начальному курсу управления хором. В 1910 г. Войсковой певческий хор возглавил Я. М. Тараненко, казак из станицы Гривенской, ученик Г. М. Концевича. Именно при нём хор достиг вершины творческого подъёма: в этот период хоровой коллектив стал известен далеко за пределами Кубани. Я. М. Тараненко оставался на своей должности до 1913 г. и вновь стал регентом хора в 1917 г. Войсковой музыкантский хор в 1890-е г. г. тоже переживал творческий подъём. Если раньше его основной задачей было обслуживание танцевальных вечеров в Войсковом собрании, то в этот период в репертуар хора вошли симфонические произведения таких композиторов, как Д. Верди, Ф. Лист, М. П. Мусоргский, М. И. Глинка, П. И. Чайковский. В 1901 г. на пост регента музыкантского хора был приглашён Е. Д. Эспозито, бывший дирижёр Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова, итальянец по национальности. Именно при нём в музыкантском хоре появился симфонический оркестр. В сентябре 1911 г. было торжественно отпраздновано столетие войсковых певческого и музыкантского хоров. Празднование проходило три дня — с 26 по 29 сентября. Юбилейные торжества прошли с большим размахом: был отслужен молебен, проведён парад, торжественно зачитан приказ наказного атамана М. П. Бабыча о праздновании юбилея хоров и «акт» - краткий исторический очерк об их возникновении и деятельности. При чтении «акта» было особо подчёркнуто, что хоры заслужили «высочайшее одобрение императоров Александра II и Александра III. В заключение приказа регенту хора Я. М. Тараненко, преподавателю пения Г. М. Концевичу, капельмейстерам Е. Д. Эспозито и Ф. М. Лоосу была объявлена «атаманская благодарность», а остальным участникам хоров - «атаманское спасибо». К началу XX в. классическая музыка становилась частью массовой культуры жителей Екатеринодара и всей Кубанской области. Именно в этот период Екатеринодар посещали выдающиеся оперные певцы и композиторы. Так в 1900 г. в здании Второго общественного собрания состоялся концерт Л. В. Собинова, знаменитого тенора; В 1912 г. этот певец вновь посетил кубанскую столицу. Неоднократно (в 1909, 1911, 1912 г. г.) выступала в Екатеринодаре певица А. Д. Вяльцева, в 1913 г. - композитор С. В. Рахманинов. Одним из наиболее значительных событий в музыкальной жизни Екатеринодара начала XX в. стало выступление Ф. И. Шаляпина. Предложение выступить в городе певец получил от городских властей в 1909 г., но состоялось это выступление лишь в сентябре 1910 г. Концерт прошёл в Летнем театре городского сада. Несмотря на «драконовские» цены на билеты, к началу выступления зрительный зал был переполнен. Концерт длился четыре часа. После окончания концерта восхищённые зрители долго не отпускали знаменитого певца: «вызовам редкого гостя не было конца». Некоторые из знаменитых оперных певцов, посещавших Екатеринодар в начале XX в., например В. П. Дамаев, сами были уроженцами Кубани. Имя последнего было широко известно не только в России, но и за границей. В. П. Дамаев прославился в 1906 г. исполнив арию самозванца в опере «Борис Годунов» в частном театре С. И. Зимина. В 1909 г. по предложению С. П. Дягилева он впервые выступил в Париже, где исполнил партию посадника Михаила Тучи в опере Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» В этом же спектакле принимал участие Ф. И. Шаляпин. Став знаменитым, В. П. Дамаев не забывал о родной земле: в 1908 — 1910 г. г. он неоднократно выступал в Сочи, а в 1913 г посетил Екатеринодар, где выступил сразу в двух операх. Публика была потрясена силой и широтой голоса певца, его выступления вызывали несмолкаемые аплодисменты. Уроженец Кубанской земли имел огромный успех на своей малой родине. | |
Просмотров: 1102 | |
Всего комментариев: 0 | |