MENU

Развитие театрального искусства Екатеринодара в 1867 – 1917 г. г.

Развитие театрального искусства. Роль театра в жизни екатеринодарцев

Первые сведения о театральной жизни на Кубани относятся к концу 1830-х г. г.: именно в этот период столицу Черноморского казачьего войска стали посещать странствующие артисты, музыканты, акробаты. В 1841 — 1846 г. г. в Екатеринодаре давали представления приезжие кукольный театр и  две «драматические труппы». В то же время постановкой спектаклей занимались сами жители города: в 1839 г. группой антрепренёра Д. Жуковского была поставлена пьеса «Чорноморский побут» («Черноморский быт») написанной Я. Г. Кухаренко, а в середине 1840-х г. г. молодые офицеры основали свой «домашний» театр. Однако театральная жизнь носила эпизодический характер: странствующие актёры бывали в Кубанской области лишь самое короткое время. О том, в какой обстановке приходилось играть актёрам, говорит хотя бы тот факт, что спектакли проходили в дровяном сарае!

После окончания Кавказской войны происходит дальнейшее развитие театральной жизни Екатеринодара. Созданные в 1863 и 1865 г. г. мужское и женское благотворительные общества были организаторами первых любительских спектаклей в Екатеринодаре. Первоначально главной целью этих спектаклей было не развлечение жителей города и не приобщение их к прекрасному, а сбор средств на благотворительные цели. Иногда суммы, вырученные с любительских спектаклей, составляли свыше 100 рублей. Средства, вырученные со спектаклей, посылались в бесплатную больницу для бедных Екатеринодара, студентам-кубанцам различных учебных заведений Российской империи.

Однако после Кавказской войны вкусы екатеринодарцев неуклонно менялись, и уже в 1870-е г. г. многие жители города стали рассматривать театральное искусство как средство облагораживания нравов и чувств. В этот период происходит дальнейшее развитие местного театрального искусства, объединение энтузиастов-любителей в творческие союзы. Один из первых союзов такого рода в Екатеринодаре возник в 1881 г. Он носил название Семейный кружок любителей музыкально-драматического искусства. Официальной целью кружка являлось не только развлечение его членов и их семей, но и удовлетворение «умственным и эстетическим потребностям своим, а также целям благотворительности». Этот семейный кружок вскоре приобрёл популярность в городе, численно разросся и в 1889 г. распался на две самостоятельные организации – Кружок любителей драматического искусства и Кружок любителей музыки. Первый специализировался на постановках театральных представлений, второй занимался организацией концертов.

В 1896 г. появилось ещё одно объединение любителей музыки и театра –  Екатеринодарский музыкально-драматический кружок, председателем которого был избран А. Д. Бигдай. В 1900 г. он был преобразован в Общество любителей изящных искусств. Оно состояло из нескольких отделов, в том числе для представления пьес на украинском языке. Драматический отдел этого общества главной задачей своей деятельности считал распространение театрального искусства в Екатеринодаре и всей Кубанской области.

Долгое время посещение театральных спектаклей было доступно лишь элите екатеринодарского общества: местная пресса писала, что «цены в городском театре неимоверно высокие». Только в 1890-х г. г. происходят некоторые изменения: в 1894 г. по инициативе преподавательниц женской воскресной школы в Екатеринодаре был дан первый любительский общедоступный спектакль для народа. Организатором таких спектаклей было Екатеринодарское благотворительное общество, исполнителями – члены драматического отдела Екатеринодарского общества любителей изящных искусств. Спектакли шли на сцене Дмитриевского училища, самый дешёвый билет стоил 10 копеек.

Впрочем, в эти годы энтузиасты-любители не только организовывают спектакли для простого народа: они начинают привлекать простых людей к участию в этих спектаклях в качестве актёров. Многие из них были неграмотными и выучивали свои роли  с голоса. В 1904 г. в спектакле по пьесе Рутковского «Нечистая сила» в роли героини успешно выступила Якушенкова, не умевшая ни читать, ни писать. Театральное искусство всё глубже проникает в народные массы, всё больше жителей кубанской столицы приобщается к высокой культуре.

Долгое время жители Екатеринодара «предпочитали развлекательный жанр серьёзной драме»: оперетты среди екатеринодарцев пользовались значительно большим успехом, чем драматические произведения. В 1893 г. «Кубанские областные ведомости» писали, что публика ищет в театре «не идейных наслаждений, а пикантных развлечений легко-музыкального характера». Вплоть до начала XX в. развлекательный жанр был господствующим на сцене театров кубанской столицы.

В основном репертуар любительских спектаклей кубанской столицы состоял из произведений русской классики: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского и других. Особенно популярным у екатеринодарцев было творчество А. Н. Островского. Любительские спектакли были единственным способом приобщения народных масс к шедеврам русской и мировой культуры, развивали в людях эстетический вкус, чувство прекрасного.

Во второй половине XIX в. любительские спектакли стали ставиться не только для взрослых, но и для детей. Начиная с 1890-х г. г. в каждом учебном заведении педагоги и учащиеся ставили любительские спектакли. Значительную роль в развитии любительских спектаклей для детей сыграл преподаватель литературы в екатеринодарской женской гимназии Х. Х. Цинк. Он считал, что главная задача школы – «научить детей лучшим примерам человеческих отношений», а именно школьный любительский театр «показывает на сцене… как живут на свете люди, как сложились семейные и общественные отношения, условия жизни с их радостями и печалями». Как и в театрах для взрослых, основой репертуара детских театров были спектакли по русской классике, особенно – произведениям Н. В. Гоголя и А. Н. Островского. Так же были популярны спектакли на украинском языке, особенно – по произведениям Т. Г. Шевченко. Нередко детские любительские спектакли давали значительные денежные сборы, которые поступали в фонд помощи бедным ученикам.

В 1893 г. в Екатеринодар впервые прибыл актёр Мамонт Дальский. Впоследствии он стал знаменит на всю Россию, но в тот момент его имя ничего не говорило екатеринодарцам, и, поэтому, несмотря на воскресный день «театр был далеко не полон». Впоследствии этот талантливый артист неоднократно бывал в Екатеринодаре, и публика всегда встречала его восторженно. Так же равнодушно  екатеринодарская публика первое выступление в городе  в 1913 г. прима-балерины Императорских театров Екатерины Гельцер, ибо в то время в Екатеринодаре её ещё не знали. Однако Гельцер сумела покорить екатеринодарцев своим искусством. В 1915 г., когда она вновь выступила в кубанской столице, жители города приняли её восторженно. Поскольку выступление происходило в годы Первой мировой войны, особенным успехом у зрителей пользовался марш «гений Бельгии».

Ещё одной театральной знаменитостью, неоднократно посещавшей Екатеринодар, была А. А. Яблочкина. В 1894 г. она в составе труппы Московского Малого театра впервые выступила в кубанской столице на сцене Летнего театра. Актриса прекрасно играла самые разные роли: и в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и в драме В. Сарду «Граф де Ризоор»… Но вершиной её таланта была игра в пьесах А. Н. Островского: здесь А. А. Яблочкиной не было равных. Екатеринодарская публика осталась довольна игрой молодой, но талантливой артистки. В 1904 г. А. А. Яблочкина вновь посетила Екатеринодар в составе труппы А. И. Каширина.

Долгое время в Екатеринодаре не существовало стационарного помещения для  театра: представления давались на ярмарках, а так же в зале Городской думы, на сцене театральных училищ и других общественных зданий. Лишь в конце 1880-х г. г. в городском саду был построен деревянный летний театр на 1450 мест. Первоначально он принадлежал купцу Колосову, а затем перешёл в собственность города. Летний театр сыграл огромную роль в культурной жизни Екатеринодара. Именно на его сцене выступали А. А. Яблочкина, А. И. Южин, М. В. Дальский и другие выдающиеся актёры, а в 1910 г. в Летнем театре выступил кумир всей России Ф. И. Шаляпин.

Однако, в зимнее время актёрам по-прежнему приходилось играть в здании Второго общественного собрания и зале Городской думы. Вопрос о строительстве постоянного Зимнего театра неоднократно поднимался общественности Екатеринодара. Ещё в 1895 г. была начата компания по сбору средств на строительство городского драматического театра: по инициативе местной передовой интеллигенции были пущены подписные листы в целях устройства в городе зрительного зала для собраний, концертов и спектаклей.

Зимний театр в Екатеринодаре всё-таки появился. Заслуга его строительства принадлежит екатеринодарским купцам В. Гуренкову и Н. Болденкову. В 1908 г. они заключили договор с академиком Ф. О. Шехтелем о строительстве в Екатеринодаре Зимнего театра. Строительство началось в мае 1908 г., а уже в октябре 1909 г. в кубанской столице постановкой оперы Д. Верди «Аида» открылся первый театральный сезон.

Если до 1909 г. в Екатеринодаре вообще не существовало стационарного помещения для театральных представлений в  зимний период, то в 1909 г. их появилось целых два: в декабре 1909 г. первых посетителей принял Северный театр. Как и Зимний, он был построен на средства купца-мецената М. М. Лихацкого. 

В Екатеринодаре существовали не только театры, но и кинотеатры. В конце XIX – начале XX в. в. они именовались синематографами, или электробиографами. Первый синематограф возник в кубанской столице в 1894 г.: в августе этого года в Екатеринодаре состоялась выставка «живых фотографий». По сведениям «Кубанских областных ведомостей» выставка вызывала «удивление у взрослых и полный восторг у детей». Киноаппарат, демонстрирующий «живые фотографии», был сконструирован екатеринодарским механиком-оптиком А. Д. Самарским. В 1897 г. в здании Второго общественного собрания впервые демонстрировался «единственный в мире синематограф Люмьера». За два дня было показано около 60 картин. В 1904 г. сеансы «движущейся фотографии» были показаны в Летнем театре.

В 1906 г. в Екатеринодаре был создан первый стационарный кинотеатр, в 1908 г. их было уже 4, а спустя 10 лет, в 1916 г. в столице Кубанской области насчитывалось не менее восьми электробиографов. Киноискусство, как и искусство театральное, становилось неотъемлемой частью быта жителей Екатеринодара и всей Кубанской области. Кинематограф, как и театральное искусство, был не только развлечением для жителей Екатеринодара и всей Кубани, но и возможностью приобщиться к русской и мировой классике, повысить свой культурный уровень, расширить знания об окружающем мире.

Категория: Культурная жизнь Екатеринодара | Добавил: samanastasia (18.01.2018)
Просмотров: 1646 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar