MENU

Живопись и скульптура Екатеринодара в 1867 – 1917 г. г.

Живопись и скульптура

В дореформенный период изобразительное искусство в Екатеринодаре почти не развивалось: в городе не существовало специальных учебных заведений по подготовке художников и учителей рисования. Детей казаков, обладающих художественными способностями администрация Черноморского казачьего войска отправляла за войсковой счёт учиться в Петербург. Такое положение долгое время сохранялось и в пореформенный период.

Одним из самых талантливых художников пореформенного Екатеринодара был П. С. Косолап. В 1861 — 1867 г. г. он за войсковой счёт обучался в Императорской Академии художеств. В 1863 г. во время учёбы он пишет картину «Сумасшествие», которая на академической выставке была удостоена малой серебряной медали, в 1864 г. - картину «Возвращение из ссылки», которая тоже была удостоена серебряной медали.

Вскоре после написания картины «Сумасшествие» истёк срок пребывания П. С. Косолапа в Императорской Академии художеств, однако по ходатайству её вице-президент князя Г. Г. Гагарина срок его учёбы продлили на три года. Посещать классы академии ему было разрешено распоряжением самого императора Александра II.

В 1867 г. на академической выставке художник выставляет свою картину «Последние минуты Шамиля в Гунибе», за которую получает золотую медаль, несмотря на то, что картина осталась незаконченной.  Это успех давал П. С. Косолапу право участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, но именно в это время войско прекращает финансировать его учёбу в Петербурге. Художник был вынужден вернуться в Екатеринодар.

Другим выдающимся екатеринодарским художником был Р. И. Колесников. Изобразительному искусству он обучался в Москве и Петербурге под руководством знаменитого художника-передвижника В. Е. Маковского. В отличие от П. С. Косолапа, ему повезло больше: учёбу в Императорской Академии художеств ему помогала оплачивать Екатеринодарская городская дума. Ещё во время учёбы он посылал свои картины в Екатеринодар, а вернувшись туда в 1908 г. он ежегодно выставляет свои работы, а кроме того, открывает в доме, где снимал жильё художественные классы. В 1913 г. Р. И. Колесников создаёт в кубанской столице мастерскую церковной живописи.

Художник работал в различных жанрах живописи: писал пейзажи («Лунная ночь в Пятигорске»), натюрморты («За вином и фруктами»), портреты («Женская головка»). Ещё в годы обучения Р. И. Колесникова в Петербурге его картины на отчётной выставке в Академии «произвели фурор», а в Екатеринодаре художественный кружок в 1910 г. награждает художника за его произведения малой золотой медалью.

В 1909 г. в Екатеринодар приехал Н. Д. Шариков, талантливый художник, получивший образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Императорской Академии художеств. Ещё будучи студентом он участвовал в периодических выставках проводимых в Екатеринодаре: к моменту его переезда в кубанскую столицу в Екатеринодарской картинной галерее Ф. А. Коваленко находились его картины «Пряха», «Весна», «Наступление весны».

Шариков был в первую очередь художествеником-пейзажистом. Выбрать именно это направление в своём творчестве и развить свой талант в написании пейзажей художнику помог именно переезд на Кубань. Большинство его картин изображают природу Черноморского побережья Кавказа и других районов Кубани (например, Горячего Ключа).

Значительный вклад в развитие художественной культуры Екатеринодара и всей Кубани внёс Е. И. Посполитаки. В отличие от всех вышеупомянутых художников, он обучался не только в России, но и за границей — в Париже. С 1881 г. по 1889 г. Е. И. Посполитаки был постоянным участником выставок в Москве, в Обществе любителей художеств, а его картину «К вечеру», написанную в 1877 г. приобрёл П. М. Третьяков. В 1895 г. Е. И. Посполитаки открыл в Екатеринодаре свою персональную выставку, на которой было представлено 68 его картин. В 1894 — 1905 г. г. он преподавал рисование и чистописание в Первой екатеринодарской женской гимназии.

Но главной его заслугой стало не написание картин, а открытие в 1898 г. первого частного художественного учебного заведения — школы рисования. Целью создания школы по убеждению её основателя было «распространить в обществе художественное развитие и вкус». Теперь у жителей Екатеринодара и всей Кубанской области, желающих обучиться изобразительному искусству появилась возможность осуществить свою мечту, не уезжая на несколько лет в Москву или Петербург. Пятая часть учеников обучалась за счёт основателя школы. В школе Е. И. Посполитаки получили первые уроки живописи такие выдающиеся кубанские художники, как Г. А. Аветисьян, Я. Г. Гарбуз, В. М. Ступников.

Многие екатеринодарские деятели науки и культуры по мере сил пытались помочь Е. И. Посполитаки в его деле приобщения жителей Кубани к искусству. В художественной школе безвозмездно читали две лекции в неделю доктор Д. С. Орлов (по пластической анатомии), А. Н. Дьячков (по истории искусств), Н. М. Калашников (по физике), В. Ф. Миловидов (по естественной истории).

Но самоотверженная помощь добровольцев не могла заменить регулярного финансирования. В 1911 г. школа созданная Е. И. Посполитаки была закрыта.

Летом 1888 г. по совету украинского историка Д. И. Яворницкого на Кубань приехал великий русский художник И. Е. Репин с сыном Юрием, чтобы встретиться с кубанскими казаками — потомками запорожцев. Екатеринодар и его жители произвели на И. Е. Репина самое благоприятное впечатление. Целью встреч художника с потомками запорожских казаков было отыскать подходящие натуры и сделать зарисовки для своей картины «Запорожцы», над которой И. Е. Репин работал с 1878 г. Художник не обманулся в своих ожиданиях: в пригородной станице Пашковской он нашёл самых подходящих натурщиков для своей картины. В то время в Пашковской проживало много казаков-пластунов, ветеранов Крымской и русско-турецкой войн, георгиевских кавалеров. Именно с них он сделал десятки этюдов и набросков, которые помогли ему завершить двенадцатилетнюю работу над «Запорожцами». Особенно выразительными вышли этюды «Василь Олешко», «Макар Симак», «Парамон Белый» и др. В ноябре 1891 г. картина была показана на персональной выставке И. Е. Репина в Петербурге. Она произвела неизгладимое впечатление на зрителей, а, кроме того, удостоилась восторженных отзывов критиков. И. Е. Репин и в дальнейшем не прерывал связей с Екатеринодаром. Он вёл переписку с основателем Екатеринодарской картинной галереи Ф. А. Коваленко. Вклад последнего в художественную культуру Екатеринодара и всей Кубани трудно переоценить. Не имея возможности поступить в художественную школу и самому стать художником, он стал собирать коллекцию произведений искусства, причём тратил на их приобретение почти все свои заработки. В 1890 г. Ф. А. Коваленко устраивает в доме К. П. Пятковой на улице Базарной (ныне Орджоникидзе), где жил на квартире, свою первую выставку.

 В 1903 г. он передаёт свою коллекцию в дар городу Екатеринодару. На тот момент она насчитывала 118 картин, гравюр и антикварных произведений. Сам даритель оценивал коллекцию в 5000 рублей. На основе подаренных Ф. А. Коваленко произведений искусства была создана Екатеринодарская картинная галерея.

Торжественное открытие картинной галереи состоялось 11 апреля 1904 г. Было проведено богослужение, сопровождаемое хором певчих, с благодарственной речью к Ф. А. Коваленко обратился городской голова Г. С. Чистяков, а после его речи были зачитаны поздравительные телеграммы из Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. На это важное событие в культурной жизни Екатеринодара откликнулся и И. Е. Репин. Он послал городскому голове поздравительную телеграмму, а Ф. А. Коваленко — письмо.

15 сентября 1904 г. Городская Дума приняла «Правила пользования городской картинною галереею и археологическим отделом имени Ф. А. Коваленко». Был составлен режим работы по будничным и праздничным дням. Плата за вход во все дни составляла 5 копеек для взрослых посетителей, а для учащихся вход был бесплатным. Доход от продажи билетов поступал в городскую кассу.

Посетители галереи были обязаны: не курить, не разговаривать громко, бережно обращаться с экспонатами. Желающие снять копии с картин должны были обращаться к председателю училищной комиссии или к самому Ф. А. Коваленко, который был назначен пожизненным попечителем галереи. До 1912 г. он трудился в галерее бесплатно.

1 ноября 1911 г. в здании на углу улиц Гимназической и Котляревской в Екатеринодаре была открыта школа живописи и рисования. С её открытием С. Ф. Коваленко поздравил И. Е. Репин: он прислал письмо, в котором поздравлял его с успехом.

 В число учащихся этой школы  принимались «лица обоего пола не моложе 12 лет, с познаниями, соответствующему курсу городских училищ». В 1912 г. Екатеринодарская школа живописи и рисования перешла в ведение Императорского Русского художественного общества, что давало право её выпускникам работать учителями рисования в начальной школе.

 В конце 1890-х г. г. в Екатеринодаре стала развиваться не только живопись, но и скульптура. В 1896 г. Кубанское казачье войско торжественно отпраздновало свой двухсотлетний юбилей. Одним из этапов празднования стал закладка памятника Екатерине II. Впервые вопрос о сооружении этого памятника был поставлен ещё в 1888 г. Е. Д. Фелицыным. В 1893 г. было получено разрешение на его строительство. Осуществить этот проект вызвался  известный русский скульптор М. О. Микешин, по проекту которого в 1873 г. уже был сооружён памятник Екатерине II в Петербурге. В 1895 г. он изготовил модель будущего сооружения, а также  «Описание проекта памятника императрицы Екатерине II,” которое в следующем, 1896 г. было издано в Петербурге отдельной книжкой. Кубанское казачье войско выделило на устройство памятника 143000 рублей, хотя сам скульптор определил сумму, необходимую для создания памятника в 150000 рублей.

Однако М. О. Микешину не суждено было увидеть завершение строительства этого памятника. В январе 1896 г. скульптор умер. Его вдова М. П. Микешина обратилась к наказному атаману Кубанского казачьего войска Я. Д. Маламе  с письмом, в котором просила «продолжить и закончить дело по сооружению В Екатеринодаре памятника императрице Екатерине II на тех же условиях, которые были установлены её мужем». Войсковое руководство согласилось на это. Сумма на сооружение памятника к тому времени была определена уже в 180337 рублей 89 копеек.

Однако скоро строительство вновь остановилось на несколько лет: М. П. Микешина умерла вскоре после мужа. Продолжилось строительство лишь в 1902 г., когда за сооружение памятника взялся скульптор Б. В. Эдуардс. Как и В. О. Микешин, он уже имел опыт создания монумента Екатерине II: в 1900 г. скульптор закончил работу над памятником императрице в Одессе. Теперь он был готов использовать свой опыт для завершения работы над монументом Екатерине II в городе, носящем её имя.

Б. В. Эдуардс создавал памятник, полностью придерживаясь проекта, созданного М. О. Микешиным. Кроме сооружения памятника, на площади, где он должен быть установлен, устраивался водопровод и два фонтана, а так же разбивался сквер, для которого выписывались деревья и кусты из питомников графа А. Замойского.

Наконец, 6 мая 1907 г. состоялось торжественное открытие памятника. Оно было приурочено  к войсковому кругу и дню рождения императора Николая II. Празднование сопровождалось торжественным выносом войсковых регалий молебном, военным парадом, пушечными залпами колокольным звоном во всех храмах Екатеринодара. Б. В. Эдуардс не смог приехать в Екатеринодар, но наказной атаман Кубанского казачьего войска Н. И. Михайлов отправил ему приветственную телеграмму. Вскоре, по ходатайству войскового руководства этот талантливый скульптор был награждён орденом Святого Станислава 3-й степени.

Памятник Екатерине II возводился несколько лет. Но, к тому времени, когда он был открыт, в Екатеринодаре уже существовал памятник, созданный ещё в 1897 г. - памятник 200-летию Кубанского казачьего войска. Он был создан всего за год. Для его возведения не приглашали столичных архитекторов: автором проекта памятника стал войсковой архитектор В. А. Филиппов, по проектам которого уже были построены Летний театр, Триумфальная арка, женская гимназия и другие здания.

Памятник представлял собой четырнадцатиметровый обелиск с установленным на вершине шаром-ядром и государственным гербом. Обелиск был выполнен из закубанского камня, а ядро и герб — золочёные. Со всех сторон памятник был установлены чугунные доски с надписями, украшенные барельефами. Монумент был установлен на пересечении улиц Красной и Новой (ныне Будённого). Сооружение этого памятника обошлось Кубанскому казачьему войску в значительно меньшую сумму, чем памятника Екатерине II – 5000 рублей.

Категория: Культурная жизнь Екатеринодара | Добавил: samanastasia (18.01.2018)
Просмотров: 1058 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar